Открытие очередного моста через реку Обь стало поводом для обсуждения на заседании Госсовета проблем дорожного хозяйства страны.
Среди прочего это коррупция, из-за которой регулярно ремонтируют даже хорошие дороги, не замечая разрушенных. Удорожание также происходит из-за монопольно высоких цен продавцов стройматериалов и из-за боязни бюрократов использовать дешевые и надежные инновационные материалы
Ввод эксплуатацию сданного раньше срока автомобильного моста через реку Обь в Новосибирске с самым большим в России и СНГ арочным пролетом длиной 380 метров стало поводом для проведения в среду заседания Государственного совета по вопросам дорожного строительства. Именно здесь президент Владимир Путинсделал распоряжение по строительству самого значимого теперь для России моста – через Керченский пролив в Крым.
Самый главный мост
Если бугринский мост через Обь — стратегически важный объект для Новосибирска, так как усилит пропускную возможность действующих мостов, то мост в Крым имеет и важное геополитическое значение. Он должен соединить Крым, вошедший в этом году в состав России, с материковой частью страны. По распоряжению президента, построить мост следует до конца 2018 года.
«Построены сложнейшие дорожные объекты - для Олимпийских игр в Сочи, для саммита АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани. Завершена программа достройки 16 так называемых внеклассных мостов индивидуального проектирования через крупные реки России. Их сооружение было начато еще в советский период. До конца 2018 года нам предстоит реализовать еще один сложнейший мостовой проект - переход через Керченский пролив», - сказал президент.
По рублю с литра ГСМ могут закатать в асфальт
За неполных четыре года удалось удвоить финансирование отрасли и, соответственно, увеличить объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней, однако для финансирования планов по удвоению темпов строительства дорог средств все равно не хватает.
Член рабочей группы Госсовета по развитию дорожной отрасли, президент Татарстана Рустам Минниханов доложил, что федеральный норматив на содержание и ремонт дорог четвертой категории, которых в субъектах более 60 процентов, составляет 1 миллион 300 тысяч рублей за один километр в год. Фактические затраты в регионах не превышают 200 тысяч рублей, это лишь 15 процентов от норматива. При этом согласно указу президента темпы дорожного строительства необходимо будет удвоить, на что у регионов нет денег.
«Российскими регионами планируется ввести около 30 тысяч километров дорог, - говорит Рустам Минниханов. - Для выполнения поставленной задачи по удвоению объемов строительства субъектам дополнительно потребуется 100 миллиардов рублей ежегодно. Таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет».
Для решения этой проблемы вскоре уже вступит в силу закон, согласно которому с грузовых автомобилей свыше 12 тон будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам и направляться с региональные дорожные фонды. Кроме того, Минниханов предложил пополнять фонды за счет такой непопулярной меры как повышение стоимости всех видов ГСМ на один рубль, который тоже будет направляться в дорожные фонды.
Его поддержал в этом министр транспорта Максим Соколов. По его словам, за два последних года из-за экономических проблем дорожное хозяйство недосчитается почти 206 млрд рублей, сокращена существенно и государственная программа развития транспортной системы.
«Без финансового обеспечения в целом дорожной отрасли, кардинально переломить ситуацию не удастся и предложение об увеличении расходов на эти цели примерно на 100 млрд рублей позволило бы увеличить объемы ремонта дорог, в первую очередь региональных и местных, и, по оценкам экспертов, к 2023 году выйти на 60% протяженности региональной сети дорог, которая соответствовала бы нормативным транспортно- эксплуатационным показателям. То есть практически в 2 раза улучшить ее теперешнее состояние», - заявил министр.
Деньги оседают у спекулянтов
Президент однако отметил, что при нехватке средств на дороги отрасль их строительства явно обременена большими издержками.
«Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются так называемые «чёрные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги – вместо того, чтобы поступательно наращивать объёмы качественного дорожного строительства. У рабочей группы есть ряд предложений по этой теме, сегодня мы их тоже рассмотрим», - отметил Владимир Путин.
Он поручил членам рабочей группы и правительству разобраться с проблемой дороговизны строительных материалов. В регионах нередко бывает так, что о строительстве или реконструкции дорожного объекта даже ещё официально не объявляли, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены. В период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены.
«Надо ещё в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели, которые себя ведут таким образом. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы», - заявил президент.
Владимир Путин сообщил, что рост цен на щебень за последние пять лет составил 46 процентов, на песок – 79,7 процента.
« Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая, о чём мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20–30 процентов, на песок – до 90 процентов. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40 процентов. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей», - возмутился президент.
Как пояснил «Эксперт Online» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития и бывший помощник полпреда президента в ДФО Юрий Крупнов, эту проблему на федеральном уровне поднимали и ранее.
«Все эти песчаные и гравийные карьеры были приватизированы еще в начале девяностых годов и с тех пор проблема их монополий не решена. Как правило это были приближенные к региональным властям люди, которые как раз и зарабатывали на повышении цен в период строительства дорог поблизости. Потом эти активы перепродавались близким к вновь пришедшим к власти людям. Или же их просто отбирали с помощью силовиков. Вообще. в регионах все знают, кому что принадлежит и кто взвинчивает цены», - говорит эксперт.
По словам Крупнова, силовые органы на местах и управления Федеральной антимонопольной службы порой не могут доказать факт локальной монополии, поскольку карьеры расписаны на нескольких юридических лиц и формально они предоставляют на конкурс разные цены, которые впрочем не сильно отличаются.
В ФАС с этой проблемой знакомы, но она касается далеко не только дорожного строительства.
«Мы в этом году уже 80 дел возбудили в регионах в сфере строительства, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Тенишев, руководитель управления по борьбе с картелями ФАС РФ. – Регулярно выявляем сговоры на торгах при получении подрядов. Недавно за такой сговор по уголовному делу был приговорен один подрядчик к четырем годам лишения свободы условно».
Судя по всему, такой проблемы нет, где существует реальная конкуренция. Например, в Московской области.
«В столичном регионе около ста асфальтовых заводов, поэтому мы проблемы с повышением цен не испытываем, - пояснил «Эксперт Online» Артем Микоелян, генеральный директор ООО «Мосасфальт». – Цена на песок и щебень тоже нормальная вполне».
Бюрократия тормозит инновации
Президент поднял и другую проблему, о которой давно говорили как строители дорог, заказчики, так и производители композитных материалов. Применение их существенно позволяет удешевить строительство и продлевает срок службы дорог и объектов их инфраструктуры. Но зачастую они не проходят Главгосэкспертизу.
«Считаю, что Главгосэкспертиза должна также стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве. Внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий», - отметил Владимир Путин.
Как пояснил «Эксперт Online» Михаил Столяров, генеральный директор Нанотехнологического центра композитов (НЦК), органы государственной экспертизы часто не дают положительные заключения на проекты, ссылаясь на отсутствие Свода правил на применение композитов для усиления дорожных покрытий и металлоконструкций.
«Именно поэтому проектировщики отказываются от применения композиционных материалов и в итоге спрос на них не сопоставим с развитыми странами, и получается замкнутый круг, - говорит Михаил Столяров. - Но дело движется. С 1 января 2014 вступил в силу ГОСТ на композиционную арматуру из стеклопластика и с тех пор строителинаращивают ее использование. Это положительно отразилось на проблеме сбыта десятками предприятий, производящим ее». Сейчас Росавтодор уже применяет при строительстве перильные ограждения из композитов, которые уже установлены на десятках объектах. Вскоре должен быть принят Свод правил (пришел на замену СНИПу) по усилению железобетонных конструкций углепластиком.
«На разработку и согласование Свода правил уходит несколько лет – это, наверное, одна из важнейших причин торможения в развитии отрасли», - говорит эксперт.
Министр Максим Соколов сообщил на заседании Госсовета заметил, что для устранения такой проблемы сейчас совершенствуется нормативно-техническая база, «с учетом применения инновационных материалов и технологий при строительстве дорог». По словам министра, уже функционируют три опытно- экспериментальных полигона и Минтрансом утверждены отраслевые сметные нормативы, применяемые при содержании дорог. Эти нормативы, по его словам, вступают в силу с января 2015 года. Регионам министр в свою очередь рекомендовал провести инструментальную диагностику всей сети региональных и муниципальных дорог.
По итогам Госсовета Владимир Путин поручил правительству на основе предложений рабочей группы выработать ряд проектов решений как по привлечению дополнительных источников финансирования дорожного строительств, так и по экономии бюджетных средств.
(Дата обращения 09.10.2014.)