По истечение времени начинаешь понимать, то огромное, но одновременно ненарочитое влияние православной веры на сформировавшиеся семейные и профессиональные традиции.
Корнями уходит в середину XVIII века существование в небольшом сибирском поселении немногочисленной старообрядческой общины, в основном, объединенной фамилией - Сараевы (Ефимья Гурьяновна и до замужества имела девичью фамилию - Сараева). Согласно ревизской сказке (переписному листу населения) 1795 года по Армизонской волости, в деревне Орловой Сараевы составляли уже 2 двора (всего в деревне было учтено 28 дворов, предполагается их обустройство с 1770-х годов).
Только сейчас становится понятно почему и до настоящего времени, мы крестимся двуперстно, придерживаемся обрядов полного погружения детей, молимся чаще с земными поклонами, имеем отличительные иконы, нательные кресты, лестовки, подручники и др. На моей памяти, начиная с 60-х годов XX века и до настоящего времени, бремя уважаемого наставника-мирянина общины несли и несут мои родственники-однофамильцы. Из беседы с глубокоуважаемой Матреной Семеновной Сараевой (май 2016 года) выяснено, что отец - Василий Григорьевич, потомственно принадлежал к направлению поповцев, между собой, сословие называют как – «наше согласие» (наши предки Петр, Василий, Иоанн, Елисей, наши прапрадед Борис и прадед Харитон были ревнивыми хранителями старой веры), а мама - Ефимья Гурьяновна, по родителям, относилась к направлению беспоповцев – часовенных (течение - “стариковщина”, часовенное согласие).
Согласно официальным архивным документам, полученным из Государственного архива г. Тобольска, в 1759 г. Сараев Василий (Петров сын) был призван на военную службу, с которой в 1790 г. был «отпущен» (демобилизован) в звании сержанта Сенатской роты и ветерана русско-турецких войн и направлен на содержание своих сыновей в д. Орловой Василия и Иоанна. Последующие поколения Сараевых были государственными крестьянами, но вся жизнь членов семей Сараевых находилась под полицейским надзором как «раскольников, секты, двоеданов», или как приверженцев «австрийской веры» (так согласно документам ревизских сказок (переписей) именовались ревнители старых обрядов (старообрядцы) белокриницкого согласия).
Конечно, все прошлое требует еще глубокого изучения и понимания многовекового процесса незаметного уживания нашей православной старообрядческой общины с православной (господствующей) церковью, находящейся всего лишь в 3-х км. от села Орлово (в д. Шабалино) и ее прихожанами (этот приход был открыт в 1863 году). В настоящем, близкие и родные верующие - старообрядцы признают себя прихожанами Епархии Новосибирской и Всея Сибири Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Новосибирск, Белокриницкая иерархия), в то время, как проживают далеко - в селе Орлово Армизонского района Тюменской области.
Осознание данной поколенческой особенности и принадлежности к старой вере, послужило мне мотивом, по-иному, глубже посмотреть на роль старообрядчества в жизни России и общества.
Где все начиналось, там и закончилось – в селе Орлово!
Светлая им память!