13 января 2015 года в Общественной палате РФ под председательством первого заместителя Председателя Комиссии по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию М.Ю. Лермонтова был проведен круглый стол на тему: «Культура как мягкая сила против терроризма и экстремизма: нам нужен мир!».
В заседании круглого стола по персональному приглашению М.Ю. Лермонтова принял участие член Научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации Владимир Васильевич Сараев.
По результатам круглого стола была провозглашена Декларация «Нам нужен Мир!» (далее – Декларация).
В ходе выступлений ярких и уважаемых ораторов меня не покидало ощущение, что если мы дойдем до крайности и заговорим о русской «исключительности», то это станет моим личным и главным разочарованием. А были мы где-то рядом. Потому как рассуждать полярно о том, что мы абсолютно все мудро прогнозируем или наоборот действуем от обратного, что нас никто в мире не понимает и не будет нам помогать – это две стороны одной медали. А истина находится посередине или рядом. К удовлетворению всех, авторитет и искусство модерирования М.Ю. Лермонтова предоставило возможность провести дискуссию в рамках надлежащего общественного обсуждения и взаимоуважения мнений.
На мой взгляд, после архиважной Декларации, существенно было бы постараться определить (выработать) те закономерности и стандарты, позволяющие оставаться в границах дозволенности, когда мы приближаемся к порогу «воентеррора». Это как в спорте – мы соперники в состязании, но не враги в жизни.
Объективно существующие и вновь возникающие противоречия и конфликты неизбежны, что не исключает закрепление пространства общения, выходы из которого не предусматривают входы в военную или террористическую плоскость. Для понимания сказанного мною, это что-то напоминающее из принципа Стивена Кови по межличностным взаимоотношениям: «Выиграл/Выиграл. Или не связываться». Поясняется как ситуация, при которой каждый из участников во взаимоотношениях был нацелен на победу, что могло привести к конфликту-разрыву, но они решили взять ПАУЗУ, потому что их предыдущие и будущие отношения очень ценны, чтобы они преобразились в конфликт. Еще это может интерпретироваться и как то, что мы отказываемся от прежних договоренностей, но остаемся в согласии с друг другом!
В следующем, следует отметить удачно и наверняка продуманное М.Ю. Лермонтовым название круглого стола в части слов «Культура как мягкая сила…».
Прозвучавшие предложения воспринимать Декларацию как «социально-политический», «философский» документ, прежде всего, меня как юриста, сконцентрировало на необходимости придании Декларации статуса нормы мягкого (!) права - института существующего в области международного права. «Мягкое право» (англ. soft law) — отсылает к квази-правовым инструментам которые не имеют обязательной юридической силы или обязательная сила которых отчасти "слабее", чем обязательная сила традиционного права; часто противопоставляется тому, что подразумевают под жёстким правом (hard law). Например, в Европейских исследованиях мягкое право концептуализируется таким образом, что претендует на поиск и охват собой регулирующих систем, более эффективных и менее репрессивных, чем обычное, жёсткое право. Традиционно термин "мягкое право" связан с международным правом, хотя совсем недавно начал применяться к ветвям внутреннего права,.. Мягкое право может рассматриваться как средство, создающее контекст и оттачивающее формулировки, с опорой на которые в дальнейшем может образовываться обычное, жёсткое право.
Мягкое право включает разнообразные юридически необязывающие соглашения, например, договоры о намерениях, декларации, руководящие принципы и т.п.»[1].
По моему мнению, в части Декларации наиболее значимо подтверждается неразрывность Культуры и ее элементов (мораль, искусство, религия и др.) с Правом, при этом последнее безусловно является исходящим от Культуры феноменом.
[1] Википедия [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Мягкое_право (дата обращения - 18.01.2015.).