Очередной налоговый спор… Заказчик просит дать оценку акту выездной налоговой проверки и вынесенному ИФНС решению о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следует отметить, что системная работа налоговых органов оставляет все меньше шансов на сомнительную «налогооптимизированную» финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. В то же время, разработанные типологии и стандартные подходы, применяемые при мероприятиях налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, не мотивируют проверяющих на формирование безупречной и объективной доказательственной базы. Дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов, допросы свидетелей, проведение экспертиз) проводятся исключительно с обвинительным уклоном и там, где заранее видна или презюмируется виновность налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Вывод: налогоплательщику необходимо «расшивать» и детализировать на предмет достоверности каждое утверждение налогового органа о необоснованной налоговой выгоде.
И дело здесь совсем не в том, чтобы уйти от заслуженной ответственности, а в другом – в последствиях. В соразмерности допущенных налогоплательщиком часто неосторожных нарушений (ошибки в бухгалтерском и налоговом учете) - мерам ответственности и видам наказания.
В соответствии с последним Письмом ФНС России от 19 декабря 2016 года №СА-4-7/24347@ даются рекомендации относительно применения Федерального закона от 30.11.2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 401-ФЗ). Данный правовой акт внес важные для налогоплательщика изменения в законодательство РФ, в том числе в п.п. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ, где слово «организация» заменено на общее слово (понятие) - «лицо».
Последние 3 года в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», налоговики могли взыскивать недоимки, пени и штрафы с «соседей», т.е. с тех организаций, которые являются взаимозависимыми с той организацией, которой доначислены налоги.
Теперь же, в соответствии с законом № 401-ФЗ внесены изменения, по которым налоги можно взыскивать не только со взаимозависимых лиц, но и с учредителей, членов совета директоров, единоличных исполнительных органов, а также с уже ликвидированных (3 года назад) организаций (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Конечно, мотивации для управленцев (менеджеров) компаний это не добавляет…