Надлежит законы и указы писать явно, чтобы их не перетолковывать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию. Петр 1.

    16 мая 2018 года Информационное агентство ТАСС опубликовало материал о том, что Счетная палата в 2017 году выявила нарушения в области спорта на сумму 1,97 млрд рублей[1]. Из этой суммы в федеральный бюджет было возвращено 170 млн рублей.

    Поясняется, что Счетная палата в 2017 году по направлению «Физическая культура и спорт» завершила пять контрольных и два экспертно-аналитических мероприятия.

    Основные проблемы, выявленные в ходе проверок, свидетельствуют о недостоверных сведениях бухгалтерской и бюджетной отчетности Минспорта РФ за 2016 год, об отсутствии инвентаризации основных средств и материальных запасов, о ненадлежащем контроле со стороны Минспорта за использованием субъектами субсидий из федерального бюджета. Кроме того, Счетная палата отметила отсутствие необходимого контроля со стороны Минспорта за своевременным предоставлением подрядными организациями документов по строительству стадионов чемпионата мира 2018 года, что привело к низкому уровню исполнения расходов Минспортом в 2019 году (79,6%).

    В 2017 году возврат денежных средств в виде взысканий составил 164,1 млн рублей, в виде штрафов за неэффективное использование субсидий - 5,9 млн рублей.

    В ходе проверки был выявлен ряд недостатков в правовом регулировании федерально-целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (далее - ФЦП). Проверка показала, что мониторинг и контроль за ходом реализации мероприятий ФЦП, в том числе в части соблюдения сроков ввода объектов в эксплуатацию, осуществлялся Минспортом ненадлежащим образом. Отмечается, что для выполнения требований Счетной палаты был принят ряд организационных мер для усиления контроля и ведения претензионной работы по заключаемым контрактам.

    В отчете отмечено, что многочисленные нарушения были выявлены в закупочной деятельности подведомственных Минспорту учреждений - ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва", ФГАУ "Управление по организации и проведению спортивных мероприятий". Во исполнение предписаний Счетной палаты была сформирована комиссия по проведению служебной проверки по фактам нарушений, по итогам которых проведена разъяснительная работа о недопустимости нарушений в дальнейшем. Кроме того, Минспорт в соглашениях на выполнение госзаданий установил определенные финансовые показатели деятельности подведомственных учреждений.

    По итогам проверок к директору ФГАУ "Управление по организации и проведению спортивных мероприятий" применены меры дисциплинарной ответственности (объявлено замечание). Директору ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" внесено представление от Генпрокуратуры и организована доследственная проверка по фактам нарушений, выявленных в указанном учреждении[2].

    Ознакомившись с этой информацией, возникает желание вернуться и напомнить об организованном и проведенным 21.10.2015 г. с моим участием, «круглым столом» в Совете Федерации на тему: «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта».

проект

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему: «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта».

 

21 октября 2015 года                                                                                                                                                                                           г. Москва, Совет Федерации

 

    Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» на тему: «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта» отмечают следующее.

           Физическая культура и спорт являются национальным приоритетом в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Складывающаяся экономическая ситуация не повлекла значительного снижения государственного финансирования и привлекательности для внебюджетного финансирования и частного инвестирования в сферу спорта.

           Широта источников финансирования и интенсивность вложений в спорт, включая профессиональный спорт, спортивную индустрию в преддверии крупных международных соревнований накладывает особую значимость на законность и правомерность осуществления перечисления денежных средств и передачу материальных объектов субъектам (между субъектами) спорта.

           В условиях строжайшей экономии, вопросы эффективного и целевого расходования денежных средств имеющих государственное происхождение, принципов расходования внебюджетных средств в сфере спорта, а также целевого частного инвестирования субъектов спорта, приобретают важный сберегающий эффект, новые уровневые возможности для самофинансирования и капитализации физкультурно-спортивных организаций.

    В сентябре 2014 года Россия подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. Частью 1 статьи 8 этой Конвенции установлено, что государства-участники принимают законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения прозрачности в отношении финансирования спортивных организаций, пользующихся финансовой поддержкой соответствующего государства.

         Государственное финансирование осуществляемое в формах: предоставления бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным контрактам; предоставления дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; предоставления бюджетных ассигнований, требует контроля больше не в момент принятия соответствующих решений главных распорядителей бюджетных средств, а при расходовании этих средств получателями - субъектами спорта. Получение прямо или косвенно государственных средств субъектами профессионального спорта, например, через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление государственным имуществом, а не через органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, изначально создает некорректность в отчетности по расходованию государственных средств на цели спорта. Передача государственных денежных средств и другого имущества в автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, за формальной правомерностью не может подменить целевую неопределенность и непрозрачность при их расходовании по коммерциализированным статьям расходов некоммерческих организаций.

         Интенсивность привлечения внебюджетных средств должно стать основой финансовой политики физкультурно-спортивных организаций, особенно бюджетных учреждений.

           Расходование внебюджетных средств в иных организациях – некоммерческих (НКО), представляющих большинство среди субъектов в сфере физической культуры и спорта, по сметам доходов и расходов НКО, соответствует полномочиям органов управления организаций и не порождает вопросов в нецелевом расходовании денежных средств.

         Инвестирование, включая частное, заканчивающееся чаще всего приобретением права собственности на материальные и нематериальные ценности физкультурно-спортивной организации, в корне зависит от заинтересованности инвестора контролировать расходование передаваемых средств. Отсутствие последнего или подмена контроля желанием получить спортивный результат любой ценой, позволяет руководству и менеджменту физкультурно-спортивных организаций манипулировать доверием собственников организаций и совершать финансовые нарушения.

         Определенную лепту в финансовую неопределенность и даже противоправность вносят спортивные регламентные нормы (нормы общероссийских спортивных федераций, положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, локальные нормативные акты профессиональных спортивных лиг и профессиональных спортивных клубов, иных физкультурно-спортивных организаций).

           Спортивное правотворчество на данном уровне, формирующееся в настоящее время самими субъектами спортивных регламентных отношений, остается противоречивым и несовершенным. При осуществлении проверочных и контрольных мероприятий, спортивные регламентные нормы и даже уставные документы физкультурно-спортивных организаций, принимаются компетентными органами как должные, без тщательной их проверки на соответствие законодательству. Это породило практику выплаты несоразмерных компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплаты завышенных в разы вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов профессиональных спортивных клубов между полученными и уплаченными средствами при трансферах (переходах) спортсменов. Указанные траты часто производятся за счет государственных средств (государственного бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, средств естественных монополий и государственных корпораций, компаний и организаций, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

         Сомнительный характер многих сделок и операций имеет происхождение из спортивных регламентных норм, не подвергающихся анализу, оценке и соответствующему реагированию ни в процессе их разработки и утверждения, ни в ходе их правоприменения.

         Сомнительность операций всегда становится предметом заинтересованности коррумпированных и криминальных лиц. Область физической культуры и спорта, как и другие финансово наполненные сферы, к сожалению, не имеет стопроцентной защиты от противоправных деяний на финансовой почве. Наличные расчеты, например, между спортсменами и спортивными агентами (посредниками) порождают неуплату налогов, выплаты завышенных агентских вознаграждений или трансферных сумм скрывают «откатную» часть коррумпированным работникам физкультурно-спортивных организаций, несоразмерные компенсации за расторжение контрактов позволяют легализовывать (отмывать) доходы полученные преступным путем от мошеннических действий в сговоре (менеджер+спортсмен+агент) в отношении физкультурно-спортивной организации.

         В сложившихся условиях, важную роль приобретают не только вопросы реализации полномочий Министерства спорта Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию, но и повышенное реагирование на сомнительные и коррупционные схемы со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Спорт не может жить по своим законам, закон должен быть для всех один.

           Наличие базового Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также широко применяемых спортивных регламентных норм (норм «мягкого» спортивного права), позволяет на законодательном уровне внести новеллы, обеспечивающие противодействие финансовым нарушениям в этой сфере. Существующее законодательство Российской Федерации обеспечивает возможность реализации мер финансового контроля и предупреждения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в правоприменительной плоскости.

           В целях эффективности противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта может стать целесообразным более широкое межотраслевое и комплексное научно-практическое и методическое обеспечение процессов выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта.

Учитывая большую значимость законодательного и правоприменительного регулирования финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта, участники «круглого стола» рекомендуют:

  1. Минспорту России проработать вопросы, касающиеся:

- ограничения финансирования выплат компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплат вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов физкультурно-спортивных организаций в профессиональном спорте между полученными и уплаченными средствами при переходах (трансферах) спортсменов, прямо или опосредовано за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, государственного бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета органа местного самоуправления;

- формирования механизмов увеличения доли внебюджетных доходов субъектов физической культуры и спорта Российской Федерации, включая доходы от деятельности букмекерских контор и тотализаторов, от проведения государственных лотерей, а также от продажи прав на трансляцию спортивных мероприятий;

  1. Министерству спорта Российской Федерации внести изменения в Приказ от 1 июля 2013 года № 504 «Об утверждении общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта», направленные на противодействие финансовым нарушениям в сфере спорта;
  2. Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Счетной палате Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации усилить контроль и меры реагирования по противодействию финансовым нарушениям в сфере спорта, в том числе путем разработки научно-практических материалов, методик и типологий выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта согласно российскому и международному опыту, обобщение административной и уголовной практик возбуждения административных и уголовных дел, их производств и расследований, а также судебной практики.

 

[1] Счетная палата в 2017 году выявила нарушения в области спорта на сумму 1,97 млрд рублей. ТАСС [Электронный портал]. URL:http://tass.ru/proisshestviya/5203002 (дата обращения: 18.05.2018).

 

[2] Там же: Счетная палата в 2017 году выявила нарушения в области спорта на сумму 1,97 млрд рублей. ТАСС [Электронный портал]. URL:http://tass.ru/proisshestviya/5203002 (дата обращения: 18.05.2018).