22.04.2022 г. состоялось заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Российский спорт в современных реалиях: новые вызовы и горизонты развития».

 

   

    В мероприятии, которое провел председатель Экспертного совета Виктор Блажеев, принял участие заместитель председателя Комитета СФ Мохмад Ахмадов.

    Участники заседания обсудили первоочередные меры поддержки российского спорта в условиях санкционного давления, сохранение и развитие человеческого капитала в системе российского спорта, подняли тему защиты прав спортсменов и тренеров и их социальной поддержки.

    «Некоторые международные спортивные организации стали использовать спорт как орудие политического давления, нарушая все спортивные принципы, в том числе главный — отделять соперничество в спорте от политических интересов», — заявил Мохмад Ахмадов. По мнению сенатора, ряд стран Запада преследуют цель — вынудить Россию отказаться от участия во всех международных стартах.

    Законодатель напомнил о протокольном поручении Совета Федерации по подготовке мер профильным Комитетом СФ совместно с Министерством спорта РФ, Олимпийским и Паралимпийским комитетами, для предупреждения недружественных действий и шагов со стороны международных спортивных организаций в отношении российских спортсменов. «Все поступившие предложения будут отражены в итоговом документе», — подчеркнул парламентарий.

    Виктор Блажеев заявил, что в этой связи правовое регулирование сферы физической культуры и спорта приобретает особую актуальность и нуждается в дальнейшем развитии в соответствии с современными реалиями российского общества. Он также рассказал о новых форматах международного спортивного сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС.

    В заседании приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту Дмитрий Пирог, исполнительный директор — руководитель Аппарата Ассоциации юристов России Елена Спиридонова, представители Министерства спорта РФ, профессионального сообщества[1].

    Член Экспертного совета Владимир Сараев выступил с сообщением на тему «Современное спортивное законодательство: вариативность способов для достижения цели законодательства».

    Докладчик заявил, что существование в разных измерениях Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о спорте) как неизменяемой правовой нормы и комплекса, активно корректируемых, ведомственных нормативных актов (приказов, рекомендаций, инструкций) Минспорта России как основного решения для актуального правового регулирования общественных отношений в сфере спорта снижает устойчивость и прочность правового фундамента функционирования спортивной области.

    Надо признать, что в некоторой части закон о спорте отражает наше недалекое, но все же прошлое, а ведомственное правовое регулирование никогда не заменит законодательное правотворчество, особенно когда требуется достижение целей, установленных законом.

    Правотворчество обусловлено (детерминировано) реальной действительностью и объективной необходимостью, но реализуется через субъективное правосознание, мнение  людей  создающих законы.

    Цель законодательства — это не тольĸо заĸрепление существующих отношений, но и форма будущего общественного состояния, ĸ ĸоторому сознательно стремится заĸонодатель. В заĸонодательстве заĸрепляются цели ближайшие, перспеĸтивные и ĸонечные.

    Закон о спорте определяет только предмет и принципы законодательства. При отсутствии главных целей спортивного законодательства можно привести в сравнение и для заимствования цели трудового законодательства установленные ст. 1 Трудового кодекса РФ. Это:

- государственные гарантии прав и свобод граждан;

- создание благоприятных условий;

- защита прав и интересов.

    Правовая норма, не отражающая объективную реальность, может стать тормозом и утерять свою первоначальную эффективность, как минимум по обновленным ближайшим и перспективным целям.

    Не буду повторять мнения, заявил докладчик, что миропорядок меняется, и он не будет прежним, это касается и спортивной сферы, спортивного правопорядка. Закон, отражающий прошлое, не поможет современному правовому регулированию.

    В условиях неопределенности, но безусловно сценарного планирования, есть потребность в определении понятных и необходимых вариантов способов для достижения целей спортивного законодательства (заимствуем у ТК РФ: государственные гарантии, благоприятные условия, защита прав и интересов).

    Считаем важным, рассмотрение экспертным сообществом следующих способов:

  1. Использование установления регуляторных временных правовых норм (как было при организации крупных международных спортивных мероприятий: Олимпиада-2014, ЧМ-2018, Универсиады) на уровне федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Регулирование, в т.ч. купирование правовых проблем, на уровне приказов Минспорта явно недостаточно, ввиду масштабности задач, потребности к качеству вносимых изменений в нормативные правовые акты (далее – НПА) и требований к уровню юридической силы НПА (иерархии правовых норм).
  2. Приостановление действия положений Закона о спорте и нормативных правовых актов, препятствующих или создающих правовую неопределенность при правоприменении и дорегулировании в сложившихся современных условиях (напр., фактическая реализация спортивной дисквалификации спортсмена международной спортивной федерацией по виду спорта (п. 14 ст. 1) на территории РФ и отношение к возникшим материальным и репутационным рискам; исполнение спортивных санкций за нарушение правил, норм и требований, утвержденных международными спортивными организациями (п. 19.1 ст. 2 ).
  3. Отмена действия в целом или в части (больше конечно, в части) нормативных правовых актов, принятых в порядке последействия общих международных обязательств на территории РФ, но, с учетом современных реалий, признанием и переоценкой того, что они:

- во-первых, разработаны с прямым участием США и примкнувшими к ним недружественными странами;

- во-вторых, имеющих процедуру, пределы, да и положения (содержание), вытекающие из общих начал и обязательных принципов российского права и законодательства, таких как принципов справедливости и  законности (напр., Общероссийские антидопинговые правила 2021 г, действующие в 2022 г. (далее – ОАП)). Сегодня отдельные положения ОАП можно оценивать как нарушающие права и свободы российских граждан и не учитывающие собственные интересы Российской Федерации на современном этапе (напр. конституционная гарантия свободного доступа к правосудию не соблюдается, обращение в Международный спортивный арбитражный суд (г. Лозанна) значительно затруднено). Президент РФ В.В. Путин ранее уже высказывал свое мнение о недопустимости коллективного наказания, использование борьбы с допингом в качестве инструмента давления, недобросовестной конкуренции и дискриминации.

  1. Установление в спортивном законодательстве новых правовых норм и введение усовершенствованного правового регулирования на основе поиска и выявления объективной потребности и интересов в регионах, если хотите, с предварительным использованием социологических инструментов (анкетирования, опросов, исследований) для минимизации возникновения ситуаций, когда, откуда не возьмись, возникают нормотворческие субъективные инициативы, обеспеченные по факту только мнением авторов инициативы.

 

 

[1] См. об этом: Новости Комитета. М. Ахмадов: Мы должны оградить российских спортсменов от недружественных действий международных спортивных организаций.[Официальный портал Комитета Совета Федерации по социальной политике]. URL: http://social.council.gov.ru/events/news/135267/ (дата обращения: 23.04.2022).