Экспертный совет по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике г. Москва, 2014 г.
Владимир Васильевич Сараев по праву занимает свое особое место в науке, образовании и нормотворчестве, удачно совмещая деятельность в этих сферах.
Кандидат юридических наук, завершает докторскую диссертацию по теме: «Уголовно-правовая политика противодействия криминальным угрозам в сфере физической культуры и спорта».
Область научных интересов:
- «Уголовно-правовая охрана, криминализация и декриминализация в сфере спорта, межотраслевое правовое регулирование спорта. Критерии и виды юридической ответственности, правонарушения в сфере спорта, спортивные деликтология, криминология, виктимология».
- «Корпоративность: отношения, управление, ответственность».
- «Правовая среда бизнеса».
Признан инициатором и последовательным сторонником:
1) Введения отдельных правовых норм в уголовное законодательство и установления уголовной ответственности:
- за причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности спортсменам (тренерам, судьям) при проведении спортивных мероприятий;
- за незаконный оборот субстанций и (или) методов, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте при предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, контрабанду данных субстанций, за умышленное нарушение антидопинговых правил спортсменами (тренерами, спортивными врачами);
- за причинение имущественного ущерба собственникам профессиональных спортивных клубов за проведение спортсменами (тренерами, менеджерами, спортивными агентами) официальных спортивных соревнований с заранее обусловленным результатом (договорных матчей);
- за халатное или неосторожное банкротство физкультурно-спортивных организаций в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности.
2) Введения временных правовых норм в Уголовный кодекс Российской Федерации, предназначенных для уголовно-правовой охраны в сфере спорта на период подготовки и проведения крупных международных спортивных соревнований (Чемпионаты мира-2018, Универсиады-2019 и посл.).
3) Усиления уголовно-правового запрета в отношении:
- хулиганства при проведении спортивных соревнований, в том числе, драк на спортивной площадке (поле) среди спортсменов, насилия в отношении спортивных судей, а также хулиганства и экстремизма до, при проведении, и после проведения спортивных соревнований с участием фанатов;
- подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований в части дополнения перечня специальных субъектов преступления, в частности «спортивными агентами», «представителями спортсменов», уголовно-правовой квалификации и законодательного определения «подкупа», установления квалифицирующих признаков состава преступления, как организации или проведения договорных матчей или умышленного предвзятого судейства, при получении крупного или особо крупного дохода либо причинивших крупный или особо крупный ущерб и др;
- незаконного предпринимательства в спорте, в части осуществления нелицензированной медицинской деятельности и нелицензированного оказания услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации (спортсменов) за пределами территории Российской Федерации;
- мошенничества и присвоения денежных средств при трансферах спортсменов, нарушения правил госзакупок в спортивное сфере, хищений инвестиций при строительстве спортивных объектов и нецелевого расходования средств при организации и проведении спортивных мероприятий;
- принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения при договорном обеспечении коммерческой деятельности в спорте;
- злоупотребления полномочиями руководителями физкультурно-спортивных организаций или их структурных подразделений, профессиональных спортивных клубов (лиг), общероссийских спортивных федераций, вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц в виде необоснованного премирования и вознаграждения, при отсутствии спортивных результатов и убыточной деятельности организации.
В 2008-2010 гг. в составе Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России (руководитель С.В. Алексеев) участвовал в проведении экспертиз и выработке заключений по проектам Федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (об установлении уголовной ответственности тренеров, врачей и иных лиц за принуждение спортсменов к использованию допинговых средств и (или) методов); «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по вопросу уточнения обстоятельств, исключающих наступление уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов); «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за склонение или иное вовлечение спортсмена в использование субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте).
В 2010-2011 гг. в составе рабочих групп (руководитель В.А. Фетисов) и Экспертного совета Комиссии по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Председатель Комиссии В.А. Фетисов, председатель Экспертного совета Комиссии В.Л. Квинт) постоянно принимал участие в разработке и комплексной экспертизе проектов Федеральных законов «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части изменений в статьи 348.6 и 348.12), «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части совершенствования спортивной подготовки), (в части совершенствования деятельности спортивных федераций), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним).
28 июля 2012 года принят Федеральный закон №136-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральный закон был разработан под руководством В.А. Фетисова и непосредственном участии В.В. Сараева и его коллег (А.В. Шаповалова, А.В. Сердюкова) в соответствующей Рабочей группе. Федеральный закон устанавливает положения, что в трудовых договорах с отдельными категориями спортсменов, тренеров могут быть предусмотрены условия об обязанности спортсменов, тренеров предупреждать работодателей о расторжении трудовых договоров по их инициативе (по собственному желанию) в срок, превышающий один месяц, если нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта, для этих категорий спортсменов, тренеров установлены ограничения перехода (условия перехода) в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, предусматривающие сроки предупреждения о переходе, превышающие один месяц. Установление ограничений на переход спортсменов и тренеров в отдельных видах спорта (их перечень утверждается Минспорта России) позволит стабилизировать рынок труда в сфере спорта, а также укрепить правовую позицию российских физкультурно-спортивных организаций на международном трансферном рынке.
В декабре 2012 года В.В. Сараев был задействован в работе согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», определившим законодательное понятие «базовых видов спорта».
В 2013 году в качестве эксперта Комитета Совета Федерации по социальной политике привлекался к обсуждению законопроектов № 177585-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» и № 200769-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований». По данным законопроектам сформировал аргументированную экспертную позицию, касающуюся вопросов криминализации общественно опасных деяний. Уже в 2014 году на уровне доктринального толкования и открытых научных дискуссий отдельные предложения В.В. Сараева были признаны обоснованными и своевременными.
В 2013-2016 гг. активно участвовал (совместно с А.В. Шаповаловым) в подготовке законодательных инициатив (под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.А. Фетисова и др.):
- по регулированию и контролю за финансированием профессионального спорта со стороны естественных монополий и государственных компаний;
- по установлению налоговых льгот для субъектов сферы физической культуры и спорта;
- по противодействию финансовым нарушениям в сфере спорта, выработке мер по предупреждению и выявлению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
В 2023-2024 гг., в продолжение начатого, дополнительно запланирована нормотворческая работа:
- по правовому, экономическому и управленческому обеспечению процессов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в сфере спорта на региональном уровне;
- по нормативно-правовому обеспечению и кспертному сопровождению антидопинговой деятельности в России;
- по законодательному усилению административной и уголовной ответственности за умышленное нарушение антидопинговых правил;
- по усилению уголовной ответственности за совершение «подкупных» преступлений в сфере спорта;
- по квалификации как уголовно наказуемой, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершаемых путем трансферных операций при переходах профессиональных спортсменов;
- по судебной, включая третейский суд (спортивный арбитраж), защите прав и законных интересов субъектов спорта.