«Еще раз хочу подчеркнуть, что физкультура, спорт - это не какая-то "развлекушка". Это чрезвычайно важное, государственное, без всякого преувеличения, дело. От этого зависит и решение наших демографических проблем и задач, здоровье нации зависит, это и, без всякого преувеличения, политическая задача, связанная с престижем страны на международном уровне, с демонстрацией наших достижений в области социальной политики,…», - заявил В.В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 года.

Физическая культура и спорт являются одним из приоритетов развития общества и государства.

Существующие особенности общественных отношений в области физической культуры и спорта (далее – спорта), не изменяют тенденций и процессов, происходящих в социально-экономической сфере в целом, по противодействию преступным посягательствам на капиталоемкие сектора экономики.

Государство в лице уполномоченных органов усиливает контроль за  деятельностью субъектов финансово-денежных отношений, в том числе, с применением последних достижений науки и прикладных технологий. На основе этого, например, Федеральная налоговая служба России, становится признанным лидером в ряду финансово-налоговых служб европейских государств.  

«ФНС выбирает отрасли, где видит массовые схемы ухода от налогов и проводит показательные проверки, называя это «системой управления поведением». Так налоговики действовали с фармацевтическим, ювелирным, алкогольным, клининговым секторами, с дистрибуторами IT, бытовой техники и электроники. После таких «чисток» компании некоторых отраслей стали подписывать хартии, обещая отказаться от недобросовестного поведения. Например, в 2017 г. аграрные компании обязались отказаться от контрактов с компаниями, похожими на «проблемные» и «транзитные»[1].

Основной причиной превентивной активности со стороны ЦБ России[2], ФНС России[3], Росфинмониторинга[4]становится совершение, так называемых, сомнительных и подозрительных сделок.

Законодательство Российской Федерации уже определяет отраслевую принадлежность отдельных сомнительных и подозрительных сделок:

  1. В подозрительный период при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица[5].
  2. При неисполнении налогоплательщиками налоговых обязанностей.
  3. При принятии мер, предотвращающих легализацию средств, нажитых преступным путем.
  4. При банковских транзакциях, вызывающих подозрения на хищение со стороны третьих лиц, или совершение противоправного деяния самим владельцем счета (обналичивание денежных средств, финансирование терроризма).

Сфера спорта, особенно, профессионального спорта[6], остается, а вернее, становится своеобразным «офшором», «тихой гаванью» для подобных операций.

Полагаю, что предметом более тщательного изучения правоохранителей должны стать:

  1. Сделки (договоры) пожертвований и благотворительных поступлений, отличающиеся признаками притворности, потому как, зачастую, данные перечисления средств взаимоувязаны с разным возмездным встречным исполнением обязательств[7]и, следовательно, эти суммы должны облагаться налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
  2. Сделки (договоры) возмездного оказания рекламных услуг, являющиеся мнимыми сделками, без реального исполнения обязательств по рекламе, либо исполнения их в значительно меньшем объеме, с направлением оставшихся сумм договора на «обналичивание» и присвоение.
  3. Сделки (договоры) на выполнение проектных и изыскательских работ в отношении объектов спорта, характеризующиеся завышенной сметной стоимостью, и квалифицируемых как мошенничество, в том числе, перед государством.
  4. Сделки (договоры) возмездного оказания услуг по судейству спортивных соревнований, обязательным предварительным атрибутом которых, является требование со стороны организатора спортивного соревнования о переходе спортивных судей в статус индивидуальных предпринимателей. По общему правилу, для любой другой организации вне спорта, данные действия квалифицировались бы ФНС как дробление бизнеса с целью получения необоснованной выгоды, а, следовательно, совершения налогового правонарушения.
  5. Агентские договоры, при исполнении которых осуществляются выплаты завышенных агентских вознаграждений, более того, данные выплаты, предпочтительно, производятся, в неучтенном для налогообложения, в наличном порядке. Эти же источники становятся предметами взяток и коммерческого подкупа.
  6. Трудовые договоры с профессиональными спортсменами, тренерами, генеральными менеджерами, руководителями физкультурно-спортивных организаций, профессиональных спортивных клубов[8], предусматривающие необоснованные размеры заработных плат и премий, компенсаций (выплат) за досрочное расторжение трудового договора («золотые парашюты»). Данные условия трудовых договоров, часто содержат признаки преступлений: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств.
  7. Сделки (договоры) переходов спортсменов из одного профессионального спортивного клуба в другой (далее и – трансферный контракт), с выплатами компенсаций (далее и - трансферных сумм), поражающих своей необоснованностью, несоразмерностью, непрозрачностью переговоров, с признаками коррупциогенности положений этих сделок (договоров). В итоге, во многих трансферных сделках усматриваются те же уголовно-правовые последствия - злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств.

21 октября 2015 года в Совете Федерации был проведен «круглый стол» на тему «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта».

В процессе обсуждения, участниками мероприятия, в том числе депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, представителями Следственного комитета, МВД, Минспорта, экспертным сообществом и др., было отмечено, что определенную лепту в финансовую неопределенность, и даже противоправность, вносят спортивные регламентные нормы (нормы общероссийских спортивных федераций, положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, нормы профессиональных спортивных лиг).

Спортивное нормотворчество на уровне норм «мягкого» права, формирующееся самими же субъектами спортивных регламентных отношений, остается противоречивым и несовершенным. При осуществлении проверочных и контрольных мероприятий, спортивные регламентные нормы и уставные документы физкультурно-спортивных организаций, принимаются компетентными органами как должные, без тщательной их проверки на соответствие законодательству РФ. Это породило практику выплаты несоразмерных компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, уплаты завышенных в разы вознаграждений спортивным агентам (посредникам), укрытия убыточных разрывов профессиональных спортивных клубов между полученными и уплаченными средствами при трансферах (переходах) спортсменов. Указанные траты часто осуществляются за счет государственных или муниципальных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также средств естественных монополий и государственных корпораций, компаний и организаций, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности РФ или субъекта РФ.

Сомнительный и подозрительный характер многих сделок и операций происходит из спортивных регламентных норм, не подвергающихся анализу, оценке и соответствующему реагированию ни в процессе их разработки и утверждения, ни в ходе их правоприменения.

Сомнительность операций всегда становится предметом интереса коррумпированных и криминальных лиц. В сложившихся условиях, важную роль приобретают не только вопросы реализации полномочий Минспорта России по нормативно-правовому регулированию, но и повышенное реагирование на сомнительные и подозрительные, включая коррупционные, схемы со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Спорт не может жить по своим законам, закон должен быть для всех один.

К научному удовлетворению следует отметить, что вскоре после этого, федеральным законом от 22.11.2016 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»[9], было принято нижеследующее положение.

«В случае предоставления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации профессиональным спортивным клубам бюджетных ассигнований в форме субсидий такие субсидии не могут расходоваться на оплату услуг спортивных агентов, предоставление компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, а также на выплаты другим профессиональным спортивным клубам, связанные с переходом спортсменов. При принятии решения о предоставлении профессиональному спортивному клубу бюджетных ассигнований в форме субсидий должны быть определены условия и порядок их расходования профессиональным спортивным клубом на цели оплаты труда спортсменов, тренеров, иных специалистов, определенных в соответствии с пунктом 12 статьи 5, со статьей 20.4 и частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона»[10].

Технологический прорыв и цифровизация, могут протолкнуть вперед, во всезнающие лидеры, лиц, нацеленных не на соблюдение закона, а на изыскание способов его обойти или безнаказанно нарушить. Для сферы физической культуры и спорта это также характерно, как и для высокотехнологичных отраслей.

Характерным примером доминирования над экономическим смыслом и правовыми ограничениями договора является, все тот же, трансферный контракт.

Автор дает ему следующую правовую характеристику и перечень требований:

- Это непоименованный договор, с выполнением взаимных обязательств, в силу положений ст. 8, п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) как сделка, не предусмотренная законом, но не противоречащая ему.

Регламент Российского футбольного союза (далее – РФС) по статусу и переходам (трансферу) футболистов (далее – Регламент) в ст. 18 определяет трансферный контракт (а также приложения, изменения и дополнения к нему) как договор, составленный в письменной форме, постранично подписанный уполномоченными представителями обоих профессиональных футбольных клубов и заверенный печатями этих профессиональных футбольных клубов. Трансферный контракт может включать в себя условие о трансферной выплате, которую новый профессиональный футбольный клуб футболиста-профессионала производит в пользу прежнего профессионального футбольного клуба футболиста-профессионала. При этом профессиональные футбольные клубы вправе установить в трансферном контракте, что переход (трансфер) футболиста-профессионала производится без осуществления трансферной выплаты (безвозмездно)[11].

Типовая форма трансферного контракта, прилагаемая к Регламенту, не дает иного ответа на вопрос, о правовом виде договора (виде обязательства) в соответствии с ГК РФ, не иначе как то, что это непоименованный договор. 

- При подготовке данного договора, стороны должны быть намерены заключить его на взаимовыгодных условиях, без какого-либо намека, на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 179 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) – принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

- При ведении переговоров о переходе профессионального спортсмена из одного профессионального спортивного клуба в другой клуб, безусловно, должны быть учтены требования нормы ГК РФ – ст. 434.1. (переговоры о заключении договора), в той части, что стороны должны вступать в переговоры, только в случаях, если они реально желают заключить договор. В силу правоприменения, становится недопустимой ситуация, когда спортсмен почти подписал трудовой договор с новым клубом, но позвонил менеджер конкурирующего клуба с предложением более высокой заработной платы и, - трансфер «срывается». Что делать? В соответствии с данной нормой закона, первый клуб-переговорщик может потребовать возмещения значительных убытков от второго клуба-переговорщика.

При этом, если руководитель профессионального спортивного клуба, ответственный перед своими учредителями (участниками, членами), не пользуется данным правом на получение возмещения убытков при «срыве» переговоров – должен возникать вопрос о наличии в действиях руководителя клуба признаков преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ - злоупотребление полномочиями в отношении коммерческой или иной организации.

- Цена договора не может быть завышенной, не учитывающей возраст, статистику, спортивные достижения и др. спортсмена.

- Договор не должен содержать элементы соглашения об уступке требования или переводе долга.

- Договор о переходе профессионального спортсмена, в предусмотренных правовых случаях, должен коррелироваться с решением бывшего работодателя о досрочном расторжении трудового договора и выплате денежной суммы со стороны спортсмена за досрочное расторжение этого трудового договора по ст. 348.12 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Отсутствие данной выплаты за досрочное расторжение трудового договора, подтверждает сомнительность (или в отдельных случаях, подозрительность) сделки.

Размеры выплат могут достигать сотни миллионов рублей. Так, футболист Александр Ташаев в 2018 г. выплатил ФК «Динамо» более 110 млн. руб. «отступных» (110 289 150 руб.)[12].

При выплате трансферной суммы (денежной суммы за переход профессионального спортсмена), стороны договора (трансферного контракта) приобретают налоговые обязанности, в части налогообложения, с внереализационного дохода у одного налогоплательщика и учета внереализационного расхода – у другого.

В соответствии с требованиями ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) расходы организации, должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

В части документального подтверждения законности расходов, одного документа – договора (трансферного контракта) становится мало, и при блокировке операции банком по расчетному счету, в силу нового требования ЦБ России – на основе федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[13], профессиональному спортивному клубу придется предоставить выписку из положения (регламента) о проведении спортивного соревнования, решение высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации о предварительном одобрении сделки и др. 

В части обоснованности, уплаченные трансферные суммы, как расходы по НК РФ, означают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Данные расходы осуществляются при уменьшении налогооблагаемой прибыли организации. Необоснованность расходов, как по цели, так и по неоправданной величине, влечет совершение налогового правонарушения. 

В принципе, экономическая оправданность трансферной суммы при переходе профессионального спортсмена – «мягкое подбрюшье» спорта.

Договоры о переходе профессионального спортсмена стоимостью в несколько сот миллионов рублей, круговорот подобных сделок (договоров), создают искусственный рынок оборота человека, не являющегося объектом налогообложения по ст. 38 НК РФ, «мыльный» рынок, наполненный деньгами без товара и налога на добавленную стоимость

Внешняя традиционность трансферных контрактов в международной спортивной практике, не позволяет, «под копирку», воспринимать трансферы в российской спортивной практике, как, безупречно, чистые и честные. Существующие отдельные факты уголовных расследований в отношении лиц, участвующих в заключении и исполнении договоров о переходах профессиональных спортсменов, к сожалению, свидетельствуют только о «верхушке айсберга» в системе противоправных, общественно-опасных деяний[14].

Необоснованно завышенная цена трансферов позволяет, соответственно, в процентном или согласительном порядке, увеличивать агентские вознаграждения спортивным агентам, выплачивать огромные «подъемные» суммы спортсменам, являющиеся источниками «откатов», «обналичивания», взяток, коммерческого подкупа, финансирования экстремизма, и, возможно, терроризма.

Одним из решений данной проблемы, по мнению автора, могло бы стать, создание в общероссийских спортивных федерациях центров трансферного ценообразования, обосновывающих и/или подтверждающих трансферные цены по контрактам наличием реальных конкурентных предложений, исследованием рынка спортивных трудовых ресурсов, прогнозированием роста или снижения спортивного мастерства спортсмена, гарантированности обязательств и др.

Другое предложение автора затрагивает правовой тип трансферного договора и признания его, исключительно, реальным, а не консенсуальным. Так, поражает своим правовым цинизмом, событие, когда трансферный контракт подлежал исполнению в части оплаты суммы трансфера французскому клубу «Нант» (г. Нант, Франция) за аргентинского футболиста Эмилиано Сала, трагически пропавшего без вести в результате авиакатастрофы 22 января 2019 года, и, недолетевшего до своего нового клуба - валлийского «Кардифф Сити» (г. Кардифф, Уэльс)[15].

Автор считает неприемлемым ситуации, находящиеся в латентной сфере, когда в процессе исполнения трансфера спортсмена, заявляют свои права лица, «владеющие» некими «экономическими правами» в отношении спортсмена. Международные трансферные контракты футболистов, имеющие место в публикациях Football Leaks, показывают, «что не всегда футболисты принадлежат  клубам. Часто правами на игроков владеют некоторые инвесторы. Контракт Мангала (французский и бельгийский футболист Эльяким Ханс Мангаля, перешедший в английский клуб «Манчестер Сити» - дополнено автором В.С.), как раз иллюстрирует такую историю.

В целях предложения отдельных мер противодействия преступности в сфере физической культуры и спорта, автором предлагается:

  1. Разработка и запуск мониторинга раннего выявления и предупреждения сомнительных и подозрительных сделок в сфере спорта, подразумевая сферу, охватывающую и спортивную индустрию.
  2. Совершенствование подготовки кадров для современного спорта, спортивной индустрии (спортивного предпринимательства, спортивного бизнеса), с учетом глубоко межотраслевого характера возникающих проблем нормотворчества и правоприменения.
  3. Введение (разработка и опубликование) со стороны Минспорта России дополнительных типовых форм для норм общероссийских спортивных федераций и норм профессиональных спортивных лиг, расширяя положительную практику введения общих требований к положениям (регламентам) официальных спортивных мероприятий[16].

 

 

 

 

 

[1]Холявко А., Базанова Е.ФНС готова по-новому искать схемы ухода от налогов. Новые инспекции смогут находить их сразу у целых отраслей. [Электронный портал].[2019]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/03/798244-shemi-uhoda-ot-nalogov?utm_campaign=newspaper_4_4_2019&utm_medium=email&utm_source=vedomosti(дата обращения: 03.04.2019).

[2]Центральный банк Российской Федерации.

[3]Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

[4]Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации.

[5]Подозрительные сделки, совершенные с неравноценным встречным исполнением обязательств и имеющие цель причинение вреда имущественным правам кредиторов.

[6]«профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований». Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (п. 11 ст. 2) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

[7]См.: Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (статья 328) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 32. Ст. 3301.

[8]«профессиональный спортивный клуб - юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании». Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (п. 10.4 ст. 2) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

[9]Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 48. Ст. 6736.

[10]Там же: Федеральный закон от 22.11.2016 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»; Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

[11]См.: Российский футбольный союз. Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов (редакция вступает в действие с 01 февраля 2019 года).[Сайт].[2019]. URL:   https://www.rfs.ru/subject/1/documents(дата обращения: 04.04.2019).

[12]См. об этом: Футболист Ташаев выплатил московскому «Динамо» более 110 млн рублей отступных. [Электронный ресурс].[2018].URL:https://sport.rambler.ru/other/40552781-futbolist-tashaev-vyplatil-moskovskomu-dinamo-bolee-110-mln-rubley-otstupnyh/ (дата обращения: 04.04.2019).

[13]Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

[14]См. напр.: Правоохранительные органы возбудили уголовное дело из-за трансфера Рауша в "Динамо".

Это связано с фактом хищения денежных средств.[Электронный портал СМИ].[2018]. URL:https://www.mk.ru/sport/2018/08/01/pravookhranitelnye-organy-vozbudili-ugolovnoe-delo-izza-transfera-rausha-v-dinamo.html (дата обращения: 04.04.2019).

[15]См. об этом: Президент "Кардиффа" опроверг информацию о том, что не заплатит за Салу. [Электронный ресурс]. [2019]. URL:https://rsport.ria.ru/20190207/1550553290.html(дата обращения: 04.04.2019).

[16]См.: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 504 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта». [Официальный сайт].[2019]. URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/5025/ (дата обращения: 04.04.2019).