ЭКСПЕРТЫ: В.В. Сараев, к.ю.н., А.В. Шаповалов. г. Москва, 30 марта 2020 года

  1. ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ № 923663-7. О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Проект федерального закона внесен депутатами Госдумы М.В. Дегтяревым, В.А. Третьяком.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:

 

1.1. Установление такой обязанности для спортсменов будет противоречить Конституции Российской Федерации и как крайняя мера должна будет рассматриваться только через реализацию положения, предусмотренного частью 3 статьи 55 Конституции «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.».

По мнению экспертов, очень спорно то, что существует такая необходимость в ограничении прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Поправка содержит ограничение на основополагающий принцип российского и международного права - свободу договора, а также порядок его заключения.

1.3. В концепции законопроекта (в пояснительной записке) заложено противоречие и усматривается недооценка инициаторами поправки (субъектами права законодательной инициативы) основ и практики правового регулирования сферы профессионального спорта.

Так, по законодательству Российской Федерации договор между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией (далее – ФСО) носит трудоправовой характер, а переход (трансфер) спортсмена подразумевает заключение договора между двумя физкультурно-спортивными организациями в отношении перехода спортсмена и носит гражданско-правовой характер. Аналогичный подход сохраняется и по законодательствам государств – членов ЕАЭС.

Тем самым, поправка, не каким образом, не может «усилить контроль за порядком международных переходов (трансферов) спортсменов», организуемым между ФСО (юридическими лицами) и будет выглядеть искусственным барьером (занавесом) для международного перемещения спортсменов и роста их спортивного мастерства. 

1.4. В договоре участвуют два и более лиц (сторон). Поправка в отношении спортсмена носит односторонний характер, так как не будет приниматься во внимание и применяться физкультурно-спортивной организацией иностранного государства. Более того, согласно всеобъемлющей практике, заключение спортсменом договора с физкультурно-спортивной организацией иностранного государства происходит по законодательству этого иностранного государства. Местом заключения договора определяется территория иностранного государства, а применимым правом при регулировании обязательств сторон по договору указывается право этого государства.

Установление подобной, заранее неисполнимой нормы в российском законодательстве, может повлечь умаление значимости и авторитетности российского закона.   

1.5. Подобная правовая норма в законодательстве Российской Федерации, не учитывающая норм международной спортивной федерации по международным переходам (трансферов) спортсменов, породит конфликт и потерю взаимопонимания с международными спортивными федерациями.

 

  1. ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ № 923683-7. О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Проект федерального закона внесен депутатами Госдумы М.В. Дегтяревым, В.А. Третьяком.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:

 

2.1. Организации спортивной подготовки – это, в подавляющем большинстве своем, бюджетные организации. В этой связи, обязывать такие организации при заключении договоров на оказание услуг по спортивной подготовке учитывать нормы общероссийских спортивных федераций НЕЛЬЗЯ.

2.2. Предложенной поправкой к федеральному закону не учитываются требования действующей статьи 34.2. «Осуществление спортивной подготовки по направлению физкультурно-спортивной организации. Договор оказания услуг по спортивной подготовке».

Во-первых, согласно существующей правовой норме, договор оказания услуг по спортивной подготовке (далее – договор ОУСП) заключает заказчик, не имеющий отношение к общероссийской спортивной федерации (далее – ОСФ) и к ее нормам.

Во-вторых, согласно части 3 статьи 34.2. примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 16.08.2013 № 637 «Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке» (зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2013 № 30130). Таким образом, полномочия Минспорта будут дублироваться ОСФ, а подзаконный нормативный правовой акт – приказ Минспорта России снижаться по своей юридической силе и месту в иерархии в сравнении с нормами ОСФ, являющейся общественной организацией (объединением).

В-третьих, согласно пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с требованием пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Нормы общероссийских спортивных федераций НЕ являются правовыми актами, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

 

  1. ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ № 923693-7. О внесении изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности спортивных агентов».

Проект федерального закона внесен депутатами Госдумы М.В. Дегтяревым, В.А. Третьяком.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:

 

3.1. Данная поправка к федеральному закону создаст излишнее регулирование в виде возложения контрольно-надзорных функций на федеральный орган исполнительной власти. Государство осмотрительно должно вмешиваться в сферу регулирования деятельности спортивных агентов, так как это вопрос сферы деятельности общероссийских спортивных федераций. Это направление в деятельности субъектов развития конкретного вида спорта, достаточно поступательно, регулируется общероссийскими спортивными федерациями через аккредитацию всего лишь с 2016 г., включающей и установление соответствующих требований.  Выделение из аккредитации «требований к осуществлению деятельности спортивных агентов» с передачей этих требований от общероссийских спортивных федераций к Минспорту России ограничит права и ответственность этих спортивных федераций по развитию вида спорта на территории Российской Федерации.

3.2. Передача предлагаемых полномочий к Минспорта России допустит межведомственное противоречие, например, с полномочиями МВД России, которое осуществляет лицензирование деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».).

 

  1. ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ № 923701-7. О внесении изменения в статью 342 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Проект федерального закона внесен депутатами Госдумы М.В. Дегтяревым, В.А. Третьяком.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:

 

4.1. Частичное повторение положения из экспертно-правового анализа законопроекта 923683-7:

Предложенной поправкой к федеральному закону не учитываются требования действующей статьи 34.2. «Осуществление спортивной подготовки по направлению физкультурно-спортивной организации. Договор оказания услуг по спортивной подготовке».

Во-первых, согласно существующей правовой норме, договор оказания услуг по спортивной подготовке (далее – договор ОУСП) заключает заказчик, не имеющий отношение к общероссийской спортивной федерации и к ее нормам.

Во-вторых, согласно части 3 статьи 34.2. примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 16.08.2013 № 637 «Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке» (зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2013 № 30130). Таким образом, полномочия Минспорта будут дублироваться ОСФ, а подзаконный нормативный правовой акт – приказ Минспорта России снижаться по своей юридической силе и месту в иерархии в сравнении с нормами ОСФ, являющейся общественной организацией (объединением).

В-третьих, согласно пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с требованием пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Нормы общероссийских спортивных федераций НЕ являются правовыми актами, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

4.2. Ограничения и спортивные санкции, которые МОГУТ (формулировка поправки в федеральный закон), а не ДОЛЖНЫ быть внесены в договор ОУСП имеют коррупционную составляющую и требуют общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.

4.3. Обобщение спортсменов всех возрастных категорий в предлагаемой поправке к федеральному закону, сохранит и усилит социальное напряжение в отношении переходов несовершеннолетних спортсменов, обладающих особыми правами и льготами в соответствии с законодательством Российской Федерации.