Экспертный совет по физической культуре и спорту
при Комитете Совета Федерации по социальной политике
«В отношении проекта Стратегии развития
физической культуры и спорта до 2030 года
(далее – Стратегия) по состоянию на 08.04.2020 г.»
Предложения и замечания по проекту Стратегии
Предложения:
- Внести в раздел I. Общие положения часть «понятия, используемые в Стратегии». Обоснование: Некоторые понятия, используемые в Стратегии, не имеют в настоящее время единых межотраслевых определений и толкования при правоприменении, например: «инфраструктура – спортивная инфраструктура», «предпринимательская деятельность – предпринимательство в сфере физической культуры и спорта».
Некоторое отраслевое законодательство Российской Федерации определяет «инфраструктуру» и как «совокупность объектов недвижимого имущества»[1], и как «совокупность организаций»[2], что вносит противоречия. Исключение разночтений и неопределенности в определениях является необходимым при формулировании ожидаемых результатов Стратегии (Проект Стратегии. Раздел VI. Этапы, ожидаемые результаты и показатели реализации Стратегии), так как, измеряемые объекты должны быть определены конкретно.
В данной части, стоит обратить внимание на положительный пример Минпромторга России в структурировании текста Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года, сразу дающего определение понятию «спортивная индустрия» (Общие положения «понятия, используемые в Стратегии, означают следующее: …»)[3].
- Коррелируется с п. 2 в Замечаниях.
Предлагается соотнести и указать, что упоминаемая в Стратегии «государственная политика в сфере физической культуры и спорта» прямо основывается на Конституции Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, т.е., что является реальной и конкретной, выработанной и реализуемой Минспортом как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а не научной категорией.
Развитие физической культуры и спорта должно быть основано на дополнительном принципе «соблюдения и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта» (проект Стратегии, Раздел I. Общие положения, абз. 3 (стр. 3)). Это положение Стратегии предлагается дополнить вышеуказанным принципом.
- Исключить из перечня рисков развития физической культуры и спорта положение о банкротстве «видов спорта и профессиональных спортивных организаций вследствие прекращения бюджетного финансирования и/или отсутствия инвестиций» (проект Стратегии, Раздел III. Вызовы, возможности и риски развития, абз. 2 на стр. 8).
Обоснование по исключению положения:
3.1. Данное положение не соответствует законодательству Российской Федерации в части «банкротства видов спорта».
3.2. Определяет признаки несостоятельности (банкротства) не предусмотренные федеральным законом[4].
3.3. Является не основанным на анализе статистики банкротств и причин и условий возникновения признаков несостоятельности (банкротства), так как, во многих случаях, банкротства в спорте имеют признаки и квалифицируются как мнимые или фиктивные банкротства с требованиями о привлечении лиц, контролирующих должников (банкротов) к субсидиарной ответственности.
3.4. Неккорректное положение в Стратегии не дает объективной оценки данным рискам и как следствие, не предлагает мер по их предупреждению или устранению.
3.5. Сохранение данного положения в Стратегии снижает ответственность руководителей субъектов физической культуры и спорта за действия, приводящие к несостоятельности (банкротству) физкультурно-спортивных организаций, сводя их к прекращению финансирования организации.
- Раздел V. Основные направления развития физической культуры и спорта, всего вероятнее, часть 10 необходимо дополнить направлениями:
« - развитие системы саморегулирования по предпринимательскому и/или профессиональному типам в соответствии с требованиями законодательства, всемерная поддержка создания саморегулируемых организаций (СРО) в сфере физической культуры и спорта;
- выработка и развитие преференций, льгот и особенностей для осуществления государственных закупок для субъектов физической культуры и спорта и спортивной отрасли в целом».
- Раздел V. Основные направления развития физической культуры и спорта дополнить частью 12 «Социальное партнерство в сфере физической культуры и спорта», конкретизировав направлением:
« - развитие и всемерная поддержка социального партнерства в сфере физической культуры и спорта как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в сфере физической культуры и спорта;
- создание условий для создания в сфере физической культуры и спорта профессиональных союзов и объединений работодателей с целью установления действенного социального партнерства, заключения коллективных договоров (соглашений)».
Замечания:
- Стратегии не хватает новизны, не учитывается возможность наступления непредвиденных, ухудшающих социально-экономическую ситуацию, периодов времени, когда Стратегия, явно, должна иметь другой «запасной» сценарий развития и план действий (как бы «действие нормативного правового акта под отлагательным или отменительным условием»).
- В тексте Стратегии неоднократно упоминается о государственной политике в сфере физической культуре и спорта. На наш взгляд, необходимо учитывать то, что государственная (публичная) политика в указанной сфере окончательно не сформирована, вернее не актуализирована для современного этапа и на будущее носит больше научный характер, так как официально не опубликована. Возникает некорректность в том, что разработчик проекта Стратегии – Минспорт России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта[5], разрабатывает проект Стратегии без выработки «государственной политики» и ее всеобщего обсуждения и доступности.
2.1. Развитие физической культуры и спорта должно быть основано на дополнительном принципе «соблюдения и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта» (Раздел I Общие положения, абз. 3).
- Стратегия не учитывает современную реальность.
- Стратегия исключает и не поддерживает создание и развитие «спортивных кластеров» (сценарный кластерный подход). При этом, под «спортивным кластером» может пониматься «совокупность субъектов деятельности в сфере физической культуры и спорта, связанных межотраслевыми и междисциплинарными отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» (предложено мной – Сараев В.В.)[6].
Член Экспертного совета
Сараев В.В., к.ю.н.
Директор ООО «Право Бизнес Спорт»,
Руководитель Центра по научному обеспечению
уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта
27.04.2020.
[1] Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 41.
[2] Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.
[3] Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 г. № 1188-р <Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года> // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 24. Ст. 3111.
[4] Федеральный закон от 26.10.200 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
[5] Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (п. 1.2. ст. 2, п. 1 ст. 6) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.
[6] Определение понятия «спортивный кластер» предложено автором для научного исследования по образовательной программе по курсу «Правовые основы спортивного права» (программа профессионального дополнительного образования «Менеджмент в спорте». Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 2019-2020 гг.).